2.1.1 Общие положения

О дате и времени проведения профессионально-психологического отбора сообщается в объявлении, которое вывешивается на доске информации в деканате факультета. Дата и время проведения тестирования согласовывается с деканом факультета.

Методическое руководство тестированием осуществляет офицер военной кафедры СГАУ - начальник внештатной группы профессионально-психологического отбора.

Запись кандидатов на тестирование по группам с учетом выбранных ими даты и времени тестирования проводится в деканате факультета. Количество кандидатов в группе - 20 -30 человек. Число групп ограничено.

На выполнение письменной работы отводится 1 (один) астрономический час. Работа оформляется в соответствии с требованиями, указанными представителем военной кафедры, проводящим тестирование. Работа должна быть написана четким, разборчивым почерком, чернилами (шариковой ручкой) одного цвета. Исправления, производимые студентом в чистовом варианте работы, должны быть аккуратными и ясными (неверная запись перечеркивается тонкой линией, оставаясь видимой, после чего вносятся изменения); сплошное зачеркивание, подчистки и помарки не допускаются. Работы, оформленные с нарушением установленных требований, к проверке не допускаются.

Выход из аудитории во время проведения тестирования от начала тестирования до его окончания не разрешается.

Кандидаты, нарушающие правила поведения (разговаривающие, пользующиеся посторонними предметами, литературой, записями и т.д.) с тестирования удаляются с исключением из числа кандидатов для зачисления на военную кафедру.

Студенты, опоздавшие к началу тестирования, не прибывшие на тестирование или не представившие указанные документы без уважительных причин, к тестированию не допускаются с последующим исключением из числа кандидатов для зачисления на военную кафедру.

Уважительными причинами служат болезнь, нахождение на излечении кандидата, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника кандидата (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился кандидат, пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника кандидата, а также другие исключительные случаи - по решению начальника военной кафедры. Все вышеуказанные причины должны быть подтверждены соответствующими документами.

Кандидаты, не явившиеся на тестирование по уважительной причине, допускаются к нему в параллельных группах или индивидуально в период до его полного завершения.

2.1.2 Методика организации и проведения профессионально-психологического отбора кандидатов, поступающих для обучения на военную кафедру СГАУ

Профессионально-психологический отбор кандидатов, поступающих для обучения на военную кафедру Самарского Государственного Аэрокосмического Университета, является частью профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выбор лиц, которые по своим психологическим качествам наиболее подходят для обучения и последующей деятельности военного авиационного инженера, военного экономиста.

Профессионально-психологический отбор кандидатов, поступающих для обучения на военную кафедру Самарского Государственного Аэрокосмического Университета организуется на основании требований Организационно-методических указаний по военному обучению студентов на военных кафедрах, и осуществляется в соответствии с Руководством по профессионально - психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской федерации, утвержденным приказом Министра Обороны РФ № 202-1994 года, приказом ректора Самарского ГАУ и настоящей Методикой.

Ответственность за проведение отбора возлагается на начальника военной кафедры Самарского ГАУ. Ответственность за организацию отбора возлагается на Заместителя начальника Военной кафедры СГАУ, а в методическом отношении - на начальника внештатной группы профессионально - психологического отбора (далее ГППО).

План - графиком набора, утверждаемого начальником ВК и согласованным с Ректором Самарского ГАУ, предусматривается время, необходимое для психологического отбора. На обследование группы кандидатов в 20-30 студентов выделяется 2 дня.

Первый день предназначается для обследования с помощью бланковых, личностных методик и Автоматизированной системы психологического отбора; обработки полученных материалов и индивидуальной беседы с каждым кандидатом.

Второй - для завершения беседы, анализа всей имеющийся информации и составления заключений.

При проведении психологического обследования используются либо методики, подготовленные в виде бланков, либо в составе автоматизированной системы психологического отбора (АСПО).

АСПО представлено для ЭВМ класса IBM PC/AT.

При психологическом обследовании кандидатов используются:

  1. методика изучения особенностей мышления (субтесты МИОМ):
    1. раздел - 6 минут
    2. раздел - 6 минут
    3. раздел - 7 минут
    4. раздел - 8 минут
    5. раздел - 10 минут
    6. раздел - 10 минут
    7. раздел - 7 минут
    8. раздел - 9 минут
  2. МИОМ 1 - «Общая осведомленность», предназначен для оценки общей эрудиции и здравого смысла обследуемого.
    МИОМ 2 - «Классификация» - позволяет исследовать способность классифицировать по некоторым общим, порой не явно представленным чертам.
    МИОМ 3 - «Аналогии» - направлен на оценку способности анализировать различные понятия и устанавливать между ними логическую связь.
    МИОМ 4 - «Категоризация» - предназначен для оценки абстрактно-логического мышления, способности к обобщению, его глубине и точности.
    МИОМ 5 - «Арифметический тест» - позволяет оценивать умение решать числовые задачи.
    МИОМ 6 - «Числовые ряды» - позволяет оценивать некоторые особенности мышления, заключающиеся в умении устанавливать числовые закономерности.
    МИОМ 7 - «Фигуры» - выявляет умение мысленно оперировать изображением фигур на плоскости.
    МИОМ 8 - «Кубы» - позволяет оценить пространственное воображение: умение мысленно оперировать изображением объемных фигур в трехмерном пространстве.
    МИОМ 9 - «Память» - характеризует оперативную память.

    Время выполнения субтестов:

  3. Методика изучения личностных особенностей (16 ФЛО) позволяет на основе опроса испытуемого оценивать основные характерологические качества индивидуума, во многом определяющие особенности его поведения и социальной адаптации. (время проведения не устанавливается)
  4. Методика «Прогноз-2». Позволяет выявлять лиц с проявлением нервно-психической неустойчивости 
  5. Для первичной обработки результатов психологического обследования разрешается привлекать лаборантский состав военной кафедры. Указанные лица обучаются первичной обработке материалов психологического обследования и проводят ее под руководством референта группы ППО. При этом особое внимание уделяется строгому контролю за неразглашением сведений о содержании психологических тестов, способов их выполнения, правильных ответах и т. п., а также о результатах и оценках, полученных кандидатами.
  6. На период работы комиссии эти лица освобождаются от несения нарядов и выполнения других работ.
  7. Заключение на каждого обследованного кандидата выносит начальник группы профессионального психологического отбора с учетом всех имеющихся материалов психологического обследования.
    • первая группа - отличные результаты;
    • вторая группа - хорошие результаты;
    • третья группа - посредственные результаты;
    • четвертая группа - неудовлетворительные результаты;
  8. при составлении заключения определяется группа психологического отбора:
  9. Лица 1 и 2 группы психологического отбора принимаются для обучения на военную кафедру на основании общего конкурса и с учетом оценки психологического экзамена;
  10. Лица 3 группы принимаются на военную кафедру после зачисления кандидатов 1и 2 группы. Лица 4 группы принимать для обучения на военной кафедры не рекомендуется, как не прошедших квалификационный отбор.
  11. Результаты психологического отбора сообщаются только руководству военной кафедры. Объявлять их кандидатам (кроме лиц 4 группы ) запрещается. Не разрешается также сообщать группу отбора , с которой зачислен студент, преподавателям и командирам, чтобы не вызвать у них предвзятого отношения.
  12. Информация о психологических качествах, которые могут затруднить обучение, а также соответствующие рекомендации даются начальником группы профессионального психологического отбора в виде специальных характеристик (устно или письменно).
  13. Рейтинговая оценка и группа ППО заносятся начальником внештатной группы ППО в графу 3 бланка листа кандидата и сообщается мандатной комиссии.
  14. В документах, выдаваемых на руки кандидатам, не зачисленным по результатам психологического отбора, записывается формулировка : «Не прошел квалификационный отбор».

2.1.3. Основные психологические требования к кандидатам поступающим для обучения на военной кафедре Самарского ГАУ

При приеме на обучение важно оценить степень соответствия психологических качеств кандидата требованиям избранной военной профессии. Высокое их соответствие - составляет основу не только успешного обучения на военной кафедре, но и обеспечивает становление профессионализма, адаптацию к условиям военной службы в строевых частях.

Психологические требования к специалистам инженерно-авиационной службы вытекают из основных направлений деятельности авиационных инженеров, а также военных экономистов, характера выполняемых ими функций, трудовых операций и условий деятельности.

Военный авиационный инженер в полковом звене организует и лично участвует в технической эксплуатации авиационной техники, отвечает за боевую подготовку, воспитание и политико-моральное состояние подчиненного личного состава. Он является пропагандистом военно-технических знаний среди воинов авиаторов, инициатором и организатором рационализаторской работы в части (подразделении), Успешно справится со столь широким кругом обязанностей может офицер, сочетающий в себе качества высококвалифицированного военного специалиста, руководителя, педагога и воспитателя подчиненных.

Военные авиационные инженеры взаимодействует с летным составом, со специалистами других служб. Это требует прочных знаний в области летной эксплуатации авиационной техники. Инженеру, военному экономисту должны быть присущи системные знания и мышление, хорошая память, способность к анализу и синтезу явлений, умение выделить главное в ситуации.

На успешность и надежность деятельности военных авиационных инженеров отрицательное воздействие оказывают многочисленные неблагоприятные факторы внешней среды. Прежде всего это шум работающих двигателей, агрегатов, вибрации, воздействие холода, дождя или жары, облучение СВЧ, испарения ядовитых жидкостей. На военных экономистов- постоянное социальное давление. Для успешного выполнения своих задач в этих условиях специалист должен быть психически и эмоционально устойчивым, выносливым, терпеливым, неприхотливым.

Повышенные требования к характерологическим особенностям инженера, военного экономиста предъявляют ответственность за качество выполняемой работы, за жизнь летных экипажей, успешное выполнение ими задач в воздухе.

Коллективный характер эксплуатации авиационной техники требует от авиационного инженера умения организовывать и управлять действиями технического состава с целью обеспечения постоянной и высокой боеготовности.