Подготовка офицеров запаса на самолетах первого поколения

С 1 сентября 1944г. в соответствии с новым штатным расписанием КуАИ на базе кафедры военной и физической подготовки КуАИ были созданы две кафедры: кафедра физического воспитания и военная кафедра КуАИ, для подготовки офицеров запаса Военно-воздушных Сил.

С момента создания этой военной кафедры и ведется исторический отчет времени современной военной кафедры СГАУ.

В течении сентября-октября 1944 года сформировался основной костяк преподавательского и инструкторского состава военной кафедры.

Из Ленинградской Военно-воздушной академии прибыли:

С фронтов Великой отечественной войны офицеры-авиаторы, получившие боевой опыт

Территориально военная кафедра располагалась в 1 учебном корпусе на ул. Молодогвардейской (преподавательская и учебные классы) и на учебном аэродроме, который находился на территории бывшего аэродрома ОСОВИАХИМа – это огромное поле ограниченное нынешними улицами: Мяги – Аэродромная – Авроры - Мориса Тореза.

Авиационная материальная часть, на которой учились студенты военной кафедры, была в основном старая, прошедшая войну и списанная с боевой работы самолеты: Пе-2, Ту-2, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ли-2, По-2.

К лету 1945 года был сформирован учебно-летный отряд, который организационно входил в состав военной кафедры. Летный состав состоял из летчиков имеющих боевой опыт, а также из летчиков инструкторов военных училищ и специалистов обслуживающих самолеты и обучающие этому студентов КуАИ. Первым начальником летного отряда был назначен майор Швецов Александр Николаевич (c февраля 1945г.), но по ходатайству начальника военной кафедры, был переведен в летчики, а начальником летного отряда (с июня 1945г.) был назначен боевой летчик гвардии майор Рябов Виктор Васильевич.

Большую помощь летному составу в обслуживании авиационной техники и подготовке будущих авиационных специалистов оказывали технический и наземный состав летного отряда: инженер летного отряда подполковник Борис Михайлович Немировский.

В соответствии с письмом зам. министра высшего образования СССР № 164-с от 8 января 1949 года, вместо расформированного летного отряда, в состав военной кафедры было включено отделение газовочных самолетов (ОГС), предшественником 3-го цикла, находившееся на аэродроме ОСОАВИАХИМа. Вся материальная часть и наибольшая часть технического состава приказом директора института № 65-а от 4 марта 1949г. была оставлена в составе ОГС. Первым начальником ОГС был назначен подполковник Ермаков Анатолий Федорович. Впоследствии на этой должности его сменил подполковник Цыганков Иван Аверьянович.

В ОГС были сделаны следующие назначения: и.о. инженера по эксплуатации -техник-лейтенант Сидоров В. И., начальником авиамастерских ОГС старший техник-лейтенант Кормилицин И. Г., техник-инструктор по вооружению Осипов, техник-авиаинструктор Игонтов Е.И., старшим механиком Сидоров В.И., механиками: Лазарев А.Р.,Колчев В.И., техником Погожев Ф.Д., мотористами: Пчелинцев В.П., Златинский Ю.Е., Большаков А.Г., комендантом газовочной площадки Малофеев М.Н., шоферами: Милованов Ф.Т., Усанов В.И., Карпычев Н.С., Ларин П.Г., медсестра ОГС Яковлева (Дорцвейлер) Н.И.

Основной формой практической подготовки студентов- будущих специалистов инженерно-технической службы - на учебном аэродроме являлось практическое обучение запуску, отработке режимов работы двигателей самолетов и войсковому ремонту. Войсковой ремонт отличался от современного особенностями работ, проводившихся на авиационной технике, связанные с боевыми действиями на фронтах Великой отечественной войны и особенностями конструкции самолетов того периода. Студенты учились заделывать пробоины на крыльях, фюзеляже, паяли и сваривали баки и радиаторы, заплетали троса, занимались слесарной подготовкой, столярным и швейным делом. Прививались навыки эксплуатации деревянных самолетов с перкалевыми рулями. Но наиболее эмоциональным для студентов ( на завершающем этапе обучения) была газовка самолетов на различных режимах работы двигателя. Выполнение работ по войсковому ремонту было неразрывно связано с боевыми действиями на фронтах Великой отечественной войны и определялось особенностями конструкции самолетов того периода. Студенты учились заделывать пробоины на плоскостях крыла, на фюзеляже, выполняли ремонт топливных баков и радиаторов, агрегатов системы управления самолётом; выполняли слесарно-механические и другие работы, связанные с восстановлением АТ, получившей боевые повреждения.

На учебном аэродроме студенты получали практические навыки по выполнению видов подготовок АТ к полётам, по проведению профилактических работ, по выполнению ремонтных и регулировочных работ системы управления самолётом и двигателями. Каждый студент обучался выполнению опробования двигателя и регулировочных работ по подбору оптимальных режимов его работы, как на земле, так и в воздухе.

Начальником военной кафедры в январе 1950 года был назначен генерал-майор Богослов Иван Ефремович, специалист с богатейшим педагогическим опытом, много лет отдавший формированию Советской авиационной школы, стоящий у истоков её создания.

Стремительное развитие авиационной техники потребовало обновления учебно-материальная базы военной кафедры и учебного аэродрома

В апреле-мае 1951 года бригада офицеров ОГС была командирована в г. Вольск для получения имущества и авиационной техники. Студенты переходили на изучение реактивной техники. На аэродром поступили самолеты Ла-150, Як-15. Обучение студентов получило новый вектор - эксплутационная направленность, т.е. изучение теоретических основ и получение максимальных практических навыков эксплуатации авиационной техники. Для этого понадобилось изменить организационно штатную структуру военной кафедры. В 1952 году численность преподавательского состава уменьшилась до 7 человек (начальник ВК, два старших преподавателя и четыре преподавателя), а численность ОГС увеличилась до 22 человек, а в 1954 году до 33 человек.

Военную кафедру Куйбышевского авиационного института генерал Богослов И.Е. передал боевому летчику, Герою Советского Союза генералу Губанову Г.П.